МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА СОЦИОЛОГИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ им. С.А. КУГЕЛЯ
Международная школа социологии науки и техники – первая в России научно-образовательная структура, призванная обеспечивать дополнительное образование в области социологии науки, социологии техники, научно-технической политики, социологии высшего образования.
Санкт-Петербург по праву может быть назван центром социологии науки в нашей стране. С конца 1960-х годов на базе Ленинградского отделения Института истории естествознания и техники АН СССР регулярно проводились по проблематике социологии науки эмпирические исследования, работал методологический семинар, защищались аспиранты, публиковались статьи и монографии. В 1992 году в Санкт-Петербурге была организована Международная школа социологии науки и техники, которая стала новой формой обучения и новым этапом в развитии социологии науки: был установлен постоянный контакт с ведущими зарубежными социологами, научная общественность получила возможность широкого ознакомления с науковедческой проблематикой, и, наконец, (и это, пожалуй, самое главное) – молодежь была привлечена к обсуждению социолого-науковедческих проблем.
Главное в концептуальном обосновании деятельности Школы – новизна исследований. Профессора читают лекции по темам, по которым они внесли существенный вклад в мировую науку. Слушатели участвуют в теоретических и эмпирических исследованиях, получая новые результаты.
Школа знакомит слушателей с новейшими достижениями в области социологии науки, а также способствует повышению квалификации специалистов, научных работников и преподавателей вузов в области социологии науки и техники, научно-технологической политики, социологии высшей школы. Знания в области социологии науки, социологии техники (а это основные курсы, читаемые в Школе) оказываются в высшей степени востребованными научно-технической интеллигенцией.
Важное достижение Школы – сложившийся профессорско-преподавательский состав. Активное участие в работе Школы принимают академик Е.Б. Александров, член-корр. РАН Ю.М. Батурин, академик Ю.С. Васильев, академик Н.Н. Никольский, академик С.Г. Инге-Вечтомов, член-корр. РАН И.И. Елисеева, член-корр. РАН Ж.Т. Тощенко, проф. Е.З. Мирская, проф. Я.И. Гилинский, проф. М.Г. Лазар, д.х.н. А.Н. Родный, к.псих.н. А.Г. Аллахвердян, к.ф.н. А.М. Аблажей, а также ведущие ученые академических институтов, профессора вузов из разных регионов России. На одной из сессий выступал Нобелевской лауреат Ж.И. Алферов.
Организатором и бессменным руководителем Школы в течение многих лет (1992-2015) был заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор философских наук Самуил Аронович Кугель. В октябре 2015 года Школа вошла в состав Санкт-Петербургского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук и ей присвоено имя С.А. Кугеля.
Школу знают во многих странах мира, в ее работе в качестве постоянных преподавателей принимают участие крупные зарубежные исследователи – руководитель Центра конфликтологии Института социологии Академии наук Венгрии проф. П. Тамаш (Венгрия), проф. Ю. Райкович (Сербия), проф. Л. Лубрано (США), проф. Х. Хименес (Мексика), проф. Б. Паттнаик (Индия) и др.
Основу обучающихся в Школе составляют студенты и аспиранты российских вузов. Слушатели приезжают на сессии из Москвы, Великого Новгорода, Воронежа, Владимира, Екатеринбурга, Тольятти, Красноярска, Новосибирска. Некоторые слушатели участвуют в работе Школы на протяжении всех лет ее существования и «переросли» свой первоначальный статус, став преподавателями.
Каждая сессия имеет свою тематику, но первоначально такого тематического разделения не существовало. Первые четыре сессии Школы носили общий науковедческий характер. С 1994 года у каждой сессии появилась не только своя проблематика, но и порядковый номер. В 1995-1996 годах каждая сессия проводилась в 2 этапа: летний и осенний.
Тематики сессий Школы:
1994 год – Социологические исследования науки: опыт, проблемы
1995 год – Наука в системе социальных институтов в кризисный период
1995 год – Самоорганизация науки в условиях социальных перемен: традиции и новации
1996 год – Новое в социологии науки и техники
1996 год – Социология науки: междисциплинарный аспект
X сессия (1997) – Наука, технология, общество: социальные аспекты взаимодействия на рубеже веков
XI сессия (1998) – Социологический образ науки и технологий
XII сессия (1999) – Национальные системы профессиональных коммуникаций в науке и технологии, экономике и политике
ХIII сессия (2000) – Наука, технология и образование в России в условиях глобализации и трансформации общественной жизни
XIV сессия (2000) – Наука, технология и образование в России в условиях глобализации и трансформации общественной жизни
ХV сессия (2001) – Адаптация ученых России и стран Восточной Европы к новым социально-экономическим условиям
XVI сессия (2001) – Адаптация ученых России и стран Восточной Европы к новым социально-экономическим условиям
ХVII сессия (2002) – Высокие технологии и качество жизни населения
XVIII сессия (2002) – Особенности воспроизводства интеллектуального потенциала в России в переходных условиях
XIX сессия (2003) – Социально-экономические, технологические, экологические факторы риска и проблемы безопасности
XX сессия (2004) – Новые научные направления и личность ученого
XXI сессия (2005) – Роль российских и зарубежных научных фондов в интернационализации науки. Мобильность санкт-петербургских ученых: плюсы и минусы
XXII сессия (2006) – Образ ученого в массовом сознании: парадоксы истории и новые альтернативы
XXIII сессия (2007) – Фундаментальные социально-экономические проблемы современной науки: история, современность, перспективы
XXIV сессия (2008) – Наука в 21 веке: смена поколений
XXV сессия (2009) – Социальный портрет ученого
XXVI сессия (2010) – Наука, технологии, инновации в ХХI веке: взгляд сквозь призму социологии
ХXVII сессия (2011) – Инновационные процессы в науке и образовании: современные тенденции
ХXVIII сессия (2013) – Многообразие традиционных и новых форм в организации науки и высшего образования
ХXIX сессия (2013) – Социологические исследования новых научных направлений и механизмов формирования интеллектуальных элит
ХXX сессия (2014) – Российское науковедение: прошлое, настоящее, будущее. 50 лет российской социологии науки. 90 лет проф. С.А. Кугелю
ХXXI сессия (2015) – Интеллектуальная мобильность в глобальном мире
Материалы каждой сессии Школы публикуются в международном ежегоднике «Проблемы деятельности ученого и научных коллективов» (30 выпусков), в который включаются статьи не только преподавателей Школы, но и слушателей.
Организаторами первых сессий Школы стали Санкт-Петербургский научный центр РАН, Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН, Санкт-Петербургский Союз ученых, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. В течение всего периода существования Школы ее финансировали Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. Школу поддерживают Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, Совет ректоров вузов города, крупнейшие университеты города, ряд академических институтов, профессиональные ассоциации.
В настоящее время Школа работает в тесном контакте с Социологическим институтом РАН, Факультетом социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом, Европейским Университетом в Санкт-Петербурге и Объединенным научным советом по общественным и гуманитарным наукам Санкт-Петербургского научного центра РАН.
Годы работы Международной школы социологии науки и техники показали, что она является жизнеспособным организмом, в ее существовании заинтересованы десятки исследователей - социологов, науковедов, экономистов, биологов, математиков, физиков. Школа является единственным в своем роде образовательным учреждением в России, дающим уникальную возможность соединить на «одной школьной парте» профессора и начинающего студента, фундаментальную науку и эмпирическое социологическое исследование. Организаторы, преподаватели, слушатели видят перспективы своей работы, понимают ее важность.